Летние сборы ЦРВСП 16.05

УТВЕРЖДАЮ
_____________
_____________

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Военно-спортивного лагеря
«Путь Героев»
(наименование программы)
Молодежь (14-17 лет)
(целевая аудитория с указанием возраста)

Шифр программы ЛП-1

Москва – 2023 год

1

"…для всех, кто хочет работать, проявить себя, готов
честно служить Отечеству и народу, добиться успеха,
Россия всегда будет страной возможностей. В этом залог
нашего успешного развития, уверенного движения
вперёд".
Из послания Президента Российской Федерации В.В.
Путина Федеральному Собранию от 1 марта 2018г.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Направленность программы.
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Путь
Героев» имеет военно-спортивную направленность. Программа ориентирована на
комплексное развитие, патриотическое воспитание и подготовку молодежи Российской
Федерации к службе в Вооруженных силах страны.
Военно-спортивная подготовка (ВСП) — это теоретико-практическая реализация
в учебном процессе управляемого воздействия на обучаемых совокупности общих и
специальных мер учебно-методического, воспитательного, организационно-правового,
информационного и иного характера в целях военно-патриотического воспитания и
подготовки граждан Российской Федерации к защите Отечества.
Программа предусматривает проведение учебно-тренировочных теоретических и
практических занятий, направленных на формирование знаний и умений в области
военно-спортивной подготовки молодежи, морально-психологической и мотивационной
готовности к прохождению военной службы.
Программа подготовлена АНО ДПО «ЦРВСП» в соответствии с нормативноправовыми документами:
 Конституцией Российской Федерации (принята всенародным голосованием
12.12.1993, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования
01.07.2020).
 Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации».
 Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 № 809 «Об утверждении
основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных
российских духовно-нравственных ценностей».
 Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных
целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024
года».
 Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН
20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990).

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».

Федеральным законом от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся».
2









Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации».
Федеральным законом от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в
Российской Федерации».
Приказы № 286,287 Министерства просвещения Российской Федерации об
утверждении ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего
образования от 31 мая 2021 года.
Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015
№ 996-р).
Планом основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на
период до 2027 года (утвержден распоряжением Правительства Российской
Федерации от 23.01.2021 № 122-р).
Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования»
(утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 26. 12.2017
№1642).
Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» (утвержден президиумом
Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным
проектам, протокол от 24.12.2018 № 16).

1.2. Обоснование актуальности программы.
Актуальность программы. Военно-спортивный лагерь – одна из лучших форм
военно-патриотического воспитания молодёжи. В рамках лагеря на основе
апробированных отечественных педагогических традиций и современных технологий
происходит воспитание будущих защитников Отечества, создаётся положительный
имидж современных Вооружённых сил РФ, осуществляется пропаганда спорта и
здорового образа жизни. В условиях профильного лагеря в составе мотивированного
коллектива у каждого его участника формируются новые полезные навыки,
результативно повышается уровень физической и военно-прикладной подготовленности,
укрепляется здоровье, формируются морально волевые качества, такие как
дисциплинированность, настойчивость, командный дух и воля к победе.
С учетом вызовов современности патриотическое воспитание должно стать
основным вектором воспитательной работы, в том числе в каникулярной деятельности.
Формирование готовности к защите Родины как ведущего качества личности
современного человека должно начинаться в детстве и включать в себя ряд параметров, в
том числе физическое здоровье, морально-нравственные устои, патриотические
убеждения, социальная активность личности и военно-спортивные прикладные навыки.
Подготовка молодежи к службе в Вооруженных силах Российской Федерации
тесно связана с формированием готовности и практической способности к защите
Родины, где готовность понимается и как совокупность морально-нравственных
категорий мышления индивидуума, сформированность четкой гражданской позиции,
социальная активность личности. Практическая способность как обладание
определенным сводом знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения задач по
обороне Родины.
Патриотическое воспитание молодежи должно быть направлено на формирование
в молодежной среде любви к Отечеству, уважения к истории и традициям, развитие у
молодых граждан качеств патриотов России, уважение к труду, справедливость,
готовность к строительству и защите Отечества. Оно осуществляется путем разработки и
реализации мероприятий и проектов, посвященных юбилейным датам отечественной
3

военной истории, других мероприятий гражданской и патриотической направленности,
дающих подрастающему поколению опыт позитивной социальной активности.
Новизной предлагаемой программы профильного лагеря для подростков и
молодежи «Путь Героев» является использование современных результативных
образовательных технологий по формированию военно-спортивных компетенций и
навыков с акцентом на героическое прошлое и настоящее Субъектов Российской
Федерации на территории которых будет организована данная Программа. Это
комбинирование методик, оптимизирующих учебный, воспитательной и тренировочный
процессы, учитывающих современные средства ведения войн (БПЛА и др.,) и передовой
опыт их использования.
Личностные результаты освоения данной образовательной программы формируют
в соответствии с ФГОС «готовность защищать Отечество, и служить ему».
Данная программа разработана на основе объединения многолетнего опыта
набора личного состава специальных подразделений и современных методик их
обучения, а также методик военно-патриотического воспитания подростков,
разработанных ведущими ВПК России и опыта проведения летних лагерных смен
военно-патриотического профиля. Объединение методик дает возможность:
 осуществлять и проверять подготовку участников в необходимом спектре
человеческих способностей и навыков: физических, морально-волевых и
интеллектуальных;
 упорядочить систему подготовки подростков, ввести единые требования и
нормативы;
 дать молодому человеку возможность предъявлять результаты своей подготовки
во время призыва в ВС и в максимально полном объёме реализовать полученные
навыки на благо Родины во время военной службы по призыву в частях спецназа,
разведки, МП, ВДВ, мобильных частях постоянной готовности.
1.3. Категория слушателей:
К освоению программы, в зависимости от особенностей психофизиологического
развития, интересов и возможностей обучения допускаются лица в возрасте 14–17 лет.
1.4. Количество обучающихся в группе.
Учебная группа (отряд) до 30 человек.
1.5 Цель программы:
Цель программы: организация патриотического воспитания молодежи, на основе
укрепления гражданской идентичности участников программы, воспитания будущих
защитников Родины на основе лучших отечественных педагогических традиций и
современных технологий, создания положительного имиджа современных Вооружённых
сил РФ, пропаганды военного спорта и здорового образа жизни посредством погружения в
военно-спортивную подготовку в условиях внеурочной занятости школьников в
каникулярное время.

−
−

1.6. Задачи программы
Воспитательные:
усвоение участниками программы традиционных российских духовных и
нравственных ценностей;
формирование гражданско-патриотического сознания, в том числе опираясь на опыт
Героев своего Субъекта Российской Федерации, развития чувства сопричастности и
ответственности за безопасность Родины
4

−
−
−
−
−
−
−
−
−

поднятие в сознании участников программы престижа службы в Вооруженных Силах
РФ;
формирование готовности участников программы к защите своей Родины;
воспитание уважения к историческому и культурному прошлому России, ее
Вооруженным Силам;
популяризация в молодежной среде здорового образа жизни и занятий спортом в
России;
формирование морально-психологических и физических качеств гражданина,
необходимых для прохождения военной и гражданской государственной службы;
формирование непримиримости к экстремистской и террористической идеологии,
стрессоустойчивости, дисциплинированности.
формирование социальной активности путем участия
воспитание и развитие чувства взаимопомощи, товарищества и коллективизма;
формирование у участников программы мотивации на самореализацию посредством
участия в деятельности социально-значимых организаций: российского движения
детей и молодежи

Образовательные
− просвещение в области национальной безопасности РФ и ее видов (личной,
общественной, государственной, военной и др.), расширение представлений и знаний,
воспитание высоконравственной личности, обладающей традиционными российскими
духовно-нравственными ценностями;
− организация обучения молодежи по программе военно-спортивной подготовки;
− формирование прочных и осознанных навыков безопасного поведения в условиях ЧС
различного характера;
− формирование культуры обращения с оружием, ознакомление с боевыми свойствами и
устройством стрелкового оружия России и получение базовых навыков безопасного
обращения с ним;
− формирование знаний об особенностях прохождения военной службы, правилах
безопасного поведения в автономных условиях пребывания на природе и в
чрезвычайных ситуациях;
− обучение правилам здорового образа жизни (правильное питание, двигательная
активность, рациональное распределение умственного и физического труда, личная и
общественная гигиена);
− обучение навыкам улучшения производительности мозга и развития познавательных
функций: внимание, память, мышление.
1.7. Трудоемкость и сроки реализации:
Трудоемкость обучения – 144 час. (4 з.е.), в том числе интегрировано в рамках
интерактивных мероприятий, динамических пауз между режимным моментами и в
форматах мастер-классов.
Срок реализации программы: 21 день (3 недели).
1.8. Форма обучения: очная.
2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа реализуется в условиях выездного лагеря на базе стационарной
базы детского оздоровительного отдыха. Продолжительность смены – 21 день.
Содержание программы «Путь Героев» учитывает специфику и состав
учащихся (количество, возраст, уровень предшествующей подготовки и т.п.) и помогает
им оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы в области
военного образования, способствует созданию положительной мотивации обучения на
5

профильном уровне (ВУС) с использованием, инновационных военно-спортивных
технологий.
Программа предусматривает образовательный модуль. Учебный материал
основывается на компетенциях инструкторского состава, прошедшего обучение по
программе «Военно-спортивные технологи в обучении граждан основам обороны и
безопасности». Материал подобран таким образом, чтобы научить воспитанников
действовать в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени и военных
конфликтов, а инструкторскому составу закрепить навыки преподавания дисциплин
военно-спортивного профиля.
При формировании расписания занятий по программе максимально учитывается
возможность лагеря по задействованию ресурса местности, в том числе использования
леса, водоема как учебного места. Основная часть учебных занятий и мероприятий
проводится на свежем воздухе (если позволяет погода).
Основными инструментами программы для формирования необходимых
компетенций в рамках профильных смен «Путь Героев» являются:
 воспитательная патриотическая работа в форме бесед о героях Отечества,
просмотры и обсуждения отечественных военных фильмов, подготовка
коллективных творческих дел по тематике «Дней Героев». Вопросы защиты
Родины, проходят «красной нитью» через весь изучаемый материал;
 практико-ориентированные занятия по формированию военно-прикладных
навыков и навыков оказания первой помощи при ранениях и травмах;
 занятия, направленные на осознание своих психофизиологических характеристик,
повышение уровня функциональной подготовленности организма, сдача норм
ГТО;
 занятия вспомогательными видами спорта в рамках спортивно-массовой работы,
направленные на формирование навыков работы в команде и развития основных
физических качеств;
 военно-спортивные состязания и подвижные игры, как полноценная программная
и нормативная основа физического и военного воспитания молодежи, нацеленная
на популяризацию здорового образа жизни, возрождения норм ГТО,
нравственного и патриотического воспитания и оздоровления;
 тематические творческие мероприятия и
конкурсы,
способствующие
формированию коллективного взаимодействия и реализации творческих
устремлений.
Методика реализации данной программы строится на развитии у воспитанников
интереса и стремления к защите Отечества, которая рассматривается во всех аспектах:
 защита жизни и здоровья граждан, начиная со своего собственного, как основы
экономического благосостояния и обороноспособности государства;
 защита историко-культурного наследия от варварского разграбления иноземными
захватчиками,
 защита историко-культурного наследия от уничтожения в бытовых пожарах и в
результате бездумных действий;
 защита населения и территорий при чрезвычайных ситуациях мирного и военного
времени;
 защита экологической сферы от чрезвычайных ситуаций и хищнического
отношения;
 защита культурологических традиций и наследия России от проникновения
чуждых элементов культуры;
6

 защита чести и достоинства граждан России в свете традиций миротворческого
движения, традиционной многоконфессиональности нашей страны, культурной
идентичности, духовно-нравственных ценностей жителей России и других
позитивных традиций и подходов.
Реализация программы строится по основным модулям:
Блок воспитательной патриотической работы развернут во всех изучаемых
разделах (беседы, просмотры и обсуждения отечественных фильмов, подготовка
коллективных творческих дел по тематике лагеря. Вопросы обороны Родины, здорового
образа жизни проходят «красной нитью» через весь изучаемый материал. Серьезным
направлением воспитательной работы является социализация личности воспитанников,
что реализуется при проведении практических занятий, экскурсий и других форм
коллективного взаимодействия.
Блок формирования военно-спортивных компетенций. Традиционно интересна
для подростков эффективная физическая подготовка. Основы индивидуальной
тактической подготовки, военно-медицинские знания и военно-тактические игры.
Блок личностного и интеллектуального развития. Личностный потенциал
обучающегося, участвующего в жизни патриотического лагеря, развивается под
воздействием целого спектра поддерживающих факторов: исторические экскурсы,
тренинги по командному взаимодействию; занятия по самосовершенствованию с
использованием интеллектуально-творческих заданий, занятия робототехникой и
аддитивными технологиями и другие познавательные проекты. Методики направлены на
высокую скорость усвоения знаний, умений и навыков, ставят обучаемых в проблемнопоисковую ситуацию, усиливает мотивацию и позволяет адаптировать алгоритм
деятельности под свои потребности. Центральное место занимает изучение дисциплины
«Национальная безопасность Российской Федерации» как смыслообразующий
компонент программы лагеря.
Многие учебные вопросы интегрируются в общую структуру жизни лагеря:
 Организация жизни и быта военнослужащих. Четкость в проведении всех
режимных моментов, неукоснительное требование соблюдения чистоты и порядка
в жилых помещениях.
 Обучение правилам ухода за одеждой, обувью в аспекте охраны жизни и здоровья,
а также поддержания постоянной боеготовности подразделения.
Мониторинг и анализ: Все модули и форматы данной программы позволяют
применить к ним комплексные взаимодополняющие методы анализа информации и
систематизации данных, тем самым проверить эффективность апробироваемых методик
и технологий обучения, призванных обеспечить решение поставленных задач.
Осуществить качественную интерпретацию результатов, систематизировать полученный
материал, и получить индивидуальные и групповые статистические данные.
Таким образом, все модули реализуются комплексно.
Принципы реализации программы
Системность – реализация программы осуществляется в рамках научнометодической и инновационной деятельности в области повышения результативности
военно-спортивной подготовки молодежи.
Дифференцированность – реализация программы осуществляется с учетом
личности каждого ребенка, его возрастных и психофизических особенностей.
7

Взаимодеятельность – вовлечение в реализацию программы с учетом
особенностей среды, формирующей их личность, привлечение специалистов
заинтересованных структур к осуществлению мероприятий программы
Программа предусматривает образовательный модуль, воспитательный,
культурологический модули, а также проведение утренней зарядки, спортивных занятий,
прогулок в соответствии с режимом дня:
07.30 – подъем
07.45–08.15 – зарядка
09.00–9.40 – завтрак
9.45–10.00 – утренний сбор
10.05–10.50 – первое занятие образовательного блока
11.00–11.45 – второе занятие образовательного блока
11.55–12.40 – третье занятие образовательного блока
13.00–14.00 – обед
14.00–15.30 – Тихий час
15.30–16.00 - Полдник
16.00–16.45 – четвёртое занятие образовательного блока
16.55–17.40 – пятое занятие образовательного блока
17.50–18.35 – игровая деятельность
19.00–19.45 – ужин
20.00–21.00 – вечернее дело, культурологическая, досуговая программа
21.00–21.30 – второй ужин.
21.30–22.00 – вечерняя рефлексия.
22.00–22.30 – время личной гигиены.
22.30 – отбой.
Образовательная программа реализуется в формате образовательных блоков,
мастер-классов, вечерних дел.
2.1. Учебный план
№
п/п

1

1.

2.
3.
4.

Наименование дисциплин

2

Общ.
трудо
ёмкос
ть
час.

Всего
ауд. час.

Аудиторные
занятия, час.
ЛК

3
4
5
Инвариантная часть
Блок формирования военно-спортивных компетенций и воспитательнопатриотической работы
Раздел 1. Россия: история и современность
Что такое Россия?
2
2
1
Геополитическое положение России в
современном мире.
Традиционные ценности
2
2
1
Основы государственного строя России
2
2
1
Национальная безопасность России
2
2
2

ПЗ,
сем.,
лаб.
раб.
6

1

1
1
8

«Исторические аспекты образования и
2
2
развития Вооруженных сил Российской
Федерации»
6.
Подвиг наших предков в годы Великой
7
7
Отечественной войны.
7.
Вооруженные силы Российской
2
2
Федерации сегодня
Итого в разделе
19
19
Раздел 2. Основы огневой подготовки
1.
Безопасное обращение с оружием,
3
3
боеприпасами, ручными осколочными
гранатами и имитационными
средствами.
2.
Материальная часть стрелкового
3
3
оружия.
3.
Правила стрельбы из стрелкового,
3
3
оружия.
4.
Техника и приёмы стрельбы из
3
3
стрелкового оружия.
5.
Основы безопасного обращение с
3
3
оружием БЕКОСО. «Кодекс стрелка».
6.
Базовая техника.
3
3
7.
Соревнования по пулевой стрельбе
1
1
Итого в разделе
19
19
Раздел 3. Основы тактической подготовки
1.
Основы общевойскового боя.
2
2
2.
Методы организации взаимодействия
2
2
3.
Экипировка бойца, подгонка
2
2
снаряжения.
4.
Передвижения на поле боя.
4
4
5.
«Зарница»
2
2
Итого в разделе
12
12
Раздел 4. Основы инженерной подготовки
1.
Окопы
2
2
2.
Инженерное оборудование местности
2
2
при выполнении боевых задач.
Итого в разделе
4
4
Раздел 5. Основы организации связи
1.
Виды средств связи
2
2
2.
Использование средств связи
3
3
Итого в разделе
5
5
Раздел 6. Основы пилотирования БПЛА
1.
Беспилотный летательный аппарат
2
2
(БПЛА): понятие, назначение, функции.
2.
Приложения для использования БПЛА
2
2
3.
Визуальный поиск цели различных
5
5
удалениях, определение её координат в
приложении Alpine Quest.
Итого в разделе
9
9
Раздел 7. Основы тактической медицины
1.
Понятие и сущность тактической
2
2
5.

1

1

1

6

1

1

8

11

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

5

3
1
14

1
1
-

1
1
2

2

4
2
10

1
1

1
1

2

2

1
1
2

1
2
3

2

-

1
1

1
4

4

5

1

1
9

медицины.
Травматизм и его причины. Основные
2
2
угрожающие факторы.
3.
Реанимационные мероприятия.
2
2
4.
Десмургия.
2
2
5.
Травмы опорно-двигательного аппарата.
2
2
6.
Транспортировка.
2
2
7.
Шок и его профилактика.
2
2
8.
Ранения грудной клетки, области живота
2
2
и таза.
Итого в разделе
16
16
Раздел 8. Военно-спортивные игры
1.
Военно-спортивные игры России.
1
1
2.
Игры без материальной базы.
1
1
3.
Игры с канатом и верёвкой.
1
1
4.
Игры с мячом.
3
3
5.
Игры эстафеты.
2
2
Итого в разделе
8
8
1
Общелагерные профильные
3
3
соревнования
Итого часов по профильному направлению
95
95
Блок личностного и интеллектуального развития
Церемония открытия смены
1.
1
1
Вечер знакомств с педагогическим
2.
2
2
2.

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

коллективом
Церемония поднятия флагов
Защита газет-визиток
Творческие презентации отрядов «Мыбудущее России»
Массовка

Эрудит-марафон «Россия- Родина моя»
Играй-город «Игры народов России»
Фестиваль инсталляций «Города-герои»
Отрядные беседы и вечера
Творческие конкурсы
Конкурс «Судьба России в моей семье»
Иммерсивный спектакль «Глазами тех, кто
воевал»
Инструктивно-познавательная игра
«Турград»
Общелагерный костёр «Пламя дружбы»
Гала-концерт «Созвездие талантов»
Рефлексивная игра «Рост моей команды»
Конкурс строевой песни «Мелодии победы»
Церемония закрытия смены

15.
16.
17.
18.
19.
Итого часов по общелагерному
направлению
Итого инвариантная часть

1.

1

1

1
-

2
2
2
2
1
2

3

13

1
1
-

1
1
3
2
7
3

27

68

-

1
2

1
1
2

1
1
2

0,5
0,5

0,5
1
1,5

3
2
2
6
5
1
4
1

3
2
2
6
5
1
4
1

2
0,5
-

3
2
2
4
5
1
3,5
1

1

1

-

1

2
2
1
6
1
45

2
2
1
6
1
45

1
1
6

2
1
1
5
1
39

140

33

107

2

1

1

140
Вариативная часть
Модуль 1.
Радиогазета «Календарь победы»
2

10

Познавательная игра «Праздник русской
кухни»/Национальной кухни
Общелагерная акция «Сад памяти»
3.
Фотокросс «Наследники Великой Победы»
4.
Итого по модулю

2.

1

1

-

1

1
1
5

1
1
5

1

1
1
4

Модуль 2.
(для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья)
1.
Познавательная игра «Разведай. Выясни.
1
1
Сообщи»
2.
Исследовательская работа
2
2
«Фотокарточка Победы»
3.
Конкурс видеороликов
2
2
1
Итого по модулю
5
5
1
Итого по программе
145
145
34

1
2
1
4
111

2.2. Учебно-тематический план
Тема

Виды
Содержание
учебных
занятий,
учебных
работ, час.
Инвариантная часть
Блок формирования военно-спортивных компетенций и воспитательнопатриотической работы
Раздел 1. Россия: история и современность (19 час.)
Тема 1. Что такое
ЛК – 1
Россия в историческом, географическом, культурном
Россия?
пространственном измерении. Россия – тысячелетняя
Геополитическое
держава.
Возникновение
России,
основные
положение России в
исторические вехи ее существования.
современном мире.
История России – история освоения территорий.
Природные ресурсы России.
Культурно-цивилизационные основы российского
общества.
Россия
–
многонациональная
и
многоконфессиональная
страна.
Особенности
формирования российской культуры. Достижения
России в области науки, культуры, спорта,
образования, технологий.
Геополитическое положение России. Роль и место РФ
в деятельности международных организаций: ООН,
БРИКС, ШОС, ЕврАзЭС, ОДКБ. Роль и место РФ в
современном
мире.
Военные
конфликты.
Информационные
и
экономические
войны.
«Гибридные войны». Специальная военная операция
(СВО).
ПЗ – 1
Квест «Моя Россия – моя история».
Тема 2.
ЛК – 1
Традиционные ценности России. Патриотизм.
Традиционные
Гражданственность. Высокие нравственные идеалы.
ценности
Крепкая семья. Созидательный труд. Историческая
память и преемственность поколений. Служение
Отечеству и ответственность за его судьбу.
11

Угрозы и вызовы российским традиционным
ценностям:
пропаганда
индивидуализма,
потребительского отношения к обществу, эгоизма,
вседозволенности,
борьба
против
семейных
ценностей, ценностей патриотизма и служения
Отечеству.
Необходимость защиты традиционных российских
ценностей как основы российского общества.
Тема 3. Основы
государственного
строя России

Тема 4. Национальная
безопасность России

Тема 5.
«Исторические
аспекты образования

ПЗ-1
ЛК -1

Дискуссионная игра «Есть мнение…»
Конституция Российской Федерации. Основы
конституционного строя России. Права и обязанности
граждан России. Долг гражданина России – защита
Родины.
Россия как суверенное государство. Система
государственной власти в России. Президент России.
Федеральное Собрание Российской Федерации.
Правительство России. Судебная система России.
Совет
Безопасности
Российской
Федерации.
Вооруженные силы России.
Государственные символы России: государственный
флаг. Государственный гимн. Государственный герб.
История принятия. Значимость государственных
символов.

ПЗ-1
ЛК – 2

Интеллектуальная игра «Я-гражданин»
Общая
характеристика
теории
национальной
безопасности (далее- НБ) РФ. Основные принципы,
сущность и содержание НБ РФ.
Угрозы (внешние, внутренние) НБ РФ. Угрозы
экстремистского и террористического характера.
Понятийный аппарат: «экстремизм»; «терроризм»;
«международный терроризм», террористический
акт»;
«террористическая
(экстремистская)
организация».
Профилактика
терроризма
и
экстремизма в молодёжной среде.
Характеристика системы обеспечения НБ РФ:
система государственных органов, сил и средств, мер
(общие и специальные) обеспечения НБ РФ.
Принципы, сущность и содержание деятельности.
Характеристика законодательного и нормативного
правового регулирования обеспечения НБ РФ.
Характеристика
и
особенности
деятельности
правоохранительных органов, специальных служб, их
сил и средств по обеспечению НБ РФ.
Особенности реализации системы мер НБ РФ в сфере
противодействия терроризму (экстремизму) в РФ,
молодежной среде. Характеристика стратегий НБ
зарубежных государств: США, страны ЕС, Япония).
Исторические предпосылки и условия формирования
армии и флота России. Роль личности главы
государства в строительстве российской армии и
12

ЛК – 1

и развития
Вооруженных сил
Российской
Федерации»

ПЗ – 1

флота (князь А. Невский, царь Иван «ВеликийГрозный», императоры и императрицы (Петр 1,
Екатерина Великая, Александр 1, Александр 3), И. В.
Сталин).
Характеристика
выдающихся
военачальников России (Дм. Пожарский, Г.А.
Потемкин, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, М.И.
Кутузов, Скобелев, Брусилов, Г.К. Жуков).
Важнейшие исторические битвы, сражения, военные
походы и войны: Битва на Чудском озере;
Куликовская битва; военные походы князя Г.
Потемкина, генералиссимуса А.В. Суворова; морские
сражения адмирала Ф. Ушакова; Отечественная война
1812 г.; Крымская война (1853-55 гг.); Балканские
войны (1878-83 гг.); Первая мировая война. Причины
войн, примеры массового героизма, мужества и
воинской доблести российского народа, историческое
значение военных побед России.
Создание интеллект.карты

Тема 6. Подвиг наших ЛК - 1
предков в годы
Великой
Отечественной войны.

Великая Отечественная война. Причины войны.
Планы нацистской Германии по уничтожению
советского народа. Нападение нацистской Германии и
ее союзников на СССР. Геноцид советского народа со
стороны нацистов и их пособников.
Подвиг советского народа в борьбе с нацистской
Германией и ее союзниками. Подвиг советских солдат
и
офицеров.
Жуков.
Конев.
Рокоссовский.
Василевский. Ватутин. Александр Матросов. Алексей
Маресьев. Покрышкин. Кожедуб. Подвиг героевпанфиловцев. Подвиг партизан и подпольщиков.
«Молодая
Гвардия».
Олег
Кошевой.
Зоя
Космодемьянская. Сидор Ковпак. Трудовой подвиг
советского народа в тылу. Советское оружие –
лучшее в мире: танки Т-34, КВ, «Катюши»,
штурмовики ИЛ-2.
Решающая роль Советского Союза в освобождении
Европы от нацизма.
Память о подвиге советского народа. Памятники и
памятные места. «Родина-мать зовет». Памятные
акции. «Бессмертный полк».

ПЗ - 1

Поисково-отрядная деятельность. Создание проекта
«Стена памяти»

ПЗ - 2
ПЗ - 3
ЛК-1

Акция «Бессмертный полк»
Экскурсия к местам памяти ВОВ
Российская армия и российского обороннопромышленный комплекс. Современное российское
оружие.
Борьба за сохранение территориальной целостности и
суверенитета страны. Участие российской армии в
миротворческих
операциях
в
Таджикистане,
13

Тема 8. Вооруженные
силы Российской
Федерации сегодня

Приднестровье,
Нагорном
Карабахе.
Помощь
абхазскому и южно-осетинскому народу в ходе
нападения Грузии на Южную Осетию и Абхазию в
2008 г. Помощь сирийскому народу в борьбе с
террористами и западными странами.
ПЗ - 1
Встреча с участником СВО «100 вопросов взрослому»
Раздел 2. Основы огневой подготовки (19 час.)
Тема 1. Безопасное
ЛК- 1
Нормативные и организационные требования
обращение
с
обеспечения безопасности при обращении с
оружием,
оружием, боеприпасами, ручными осколочными
боеприпасами,
гранатами и имитационными средствами.
ручными
осколочными
ПЗ-2
Практическая
демонстрация
преподавателем
гранатами
и
алгоритма безопасного обращения с оружием, с
имитационными
боеприпасами,
ручными
гранатами
и
средствами.
имитационными
средствами.
Проведение
со
слушателями тренировки приёмов безопасного
обращения с оружием, боеприпасами, ручными
гранатами и имитационными средствами до их
усвоения.
Контрольное занятие по теме № 1.
Сдача обучаемыми зачёта по пройдённой теме с
выставлением оценок с целью принятия решения о
допуске обучаемого к последующему практическому
выполнению стрелковых упражнений.
Тема
2.
ЛК- 1
Назначение, устройство, боевые свойства, порядок
Материальная часть
разборки и сборки, работа частей и механизмов
стрелкового оружия.
стрелкового оружия (пистолеты и автоматы).
Устройство
и
характеристики
применяемых
боеприпасов. Задержки при стрельбе и способы их
устранения.
ПЗ- 2
Разборка и сборка стрелкового оружия (пистолеты и
автоматы), обучение чистке и уходу за стрелковым
оружием и подготовка к использованию.
Тема 3. Правила
стрельбы
из
стрелкового, оружия.

ЛК - 1

ПЗ- 2

Траектория полёта пули (гранаты) и её элементы.
Внешние условия стрельбы, их влияние на полет
пули (гранаты). Прицеливание. Форма траектории и
её практическое значение, прямой выстрел. Явление
рассеивания. Меткость стрельбы и поражаемая зона.
Действительность стрельбы. Измерение углов.
Определение расстояния до цели.
Практическое выполнение проверки боя оружия и
приведение его к нормальному бою. Практическая
выверка
прицелов.
Техническая
тренировка
стрельбы из стрелкового оружия. Изготовка,
прицеливание, удержание оружия, управление
дыханием и спуском курка.

14

Тема 4. Техника и
приёмы стрельбы из
стрелкового оружия.

Тема
5.
Основы
безопасного
обращение
с
оружием БЕКОСО
«Кодекс стрелка».

ЛК -1

Выбор цели, прицела, точки прицеливания, вида,
способа и момента открытия огня. Ведение огня,
наблюдение за его результатами и корректирование
огня.

ПЗ- 2

Тренировка стрельбы с места и в движении из
различных положений и в различных условиях
обстановки.
Усвоение правил поведения на стрелковых объектах
и в местах проведения стрельб и соревнований,
правила
безопасного
и
квалифицированного
обращения
с
оружием
(Кодекс
стрелка),
формирование
навыков
их
выполнения;
использование экипировки стрелка, защиты органов
зрения и слуха.

ЛК -1

ПЗ - 2

Тема
6.
техника.

Базовая

ПЗ - 3

Наглядная демонстрация алгоритма безопасного
обращения с оружием, использование защитной
экипировки. Тренировка приёмов с обучаемыми в
медленном темпе до полного усвоения.
Базовые принципы практической стрельбы.
Практическое выполнение базовых технических
действий. Контрольные упражнения. «Первый
выстрел». «Эль-президент».
Отрядные соревнования по стрельбе.

Тема 7. Соревнования
ПЗ - 1
по пулевой стрельбе
Раздел 3. Основы тактической подготовки (12 час.)
Тема
1.
Основы
ЛК – 1
Характеристика
боя:
сущность,
содержание,
общевойскового боя.
характерные черты, основные принципы. Основные
виды боя. Оборона, наступление. Порядки
подразделений (походный, предбоевой, боевой).
Неосновные виды боя. (Засада, поиск, налет).
Действие подразделений на марше.

Тема 2. Методы
организации
взаимодействия
Тема 3. Экипировка
бойца,
подгонка
снаряжения.
Тема
4.
Передвижения
на
поле боя.
Тема 5. «Зарница»

ПЗ – 1

Основные приёмы самообороны.

ЛК – 1

Обеспечение боя, его виды. Взаимодействие, методы
организации
взаимодействия,
требования
к
взаимодействию в ходе выполнения боевых задач.

ПЗ – 1
ПЗ – 2

ПЗ – 2

Тематические игры на командообразование.
Экипировка,
подгонка
снаряжения.
Оружие,
снаряжение,
связь,
средства
бронезащиты.
Эшелонирование.
Передвижение на поле боя, индивидуальная
подготовка. Переползание, перебежки, ходьба, бег.
Передвижение на поле боя, двойка, тройка, группа.

ПЗ – 2

Участие в общелагерной игре «Зарница»

ПЗ – 2

Раздел 4. Основы инженерной подготовки (4 час.)
15

Тема 1. Окопы
Инженерное
оборудование
местности при
выполнении боевых
задач.

ЛК -1

Назначение окопов и их оборудование.

ПЗ - 1
ЛК -1

Порядок окапывания на местности.
Взрывчатые и
взрывные вещества
и
их
классификация. Взрывчатое превращение, их виды.

ПЗ - 1

Алгоритм поиска взрывных устройств на местности,
в помещении, в автомобиле. Действия при
обнаружении взрывоопасного предмета.
Раздел 5. Основы организации связи (5 час.)
Тема
1.
Виды
ЛК – 1
Теория распространения радиоволн. Влияние
средств связи
искусственных и естественных препятствий на
распространение радиоволн и возможности ведения
радиосвязи в различных климатических условиях и
условиях местности. Требования, предъявляемые к
техническим средствам радиосвязи.
ПЗ -1

Тема 2.
Использование
средств связи

ЛК – 1

ПЗ -2

Знакомство с имеющимися на вооружении
средствами связи.
Нормативные требования к организации связи.
Организация связи с использованием различных
средств
радиосвязи,
телефонных
линий
Министерства связи, телефонных спутниковых
каналов связи, каналов передачи данных. Правила
ведения радиообмена.
Отработка практических навыков в обращении с
имеющимися на вооружении средствами связи.

Раздел 6. Основы пилотирования БПЛА (9 час.)
Тема 1. Беспилотный
ЛК - 2
Техническая характеристика БПЛА. Принципы
летательный аппарат
назначение, задачи, виды и характеристики
(БПЛА):
понятие,
применения БПЛА в военных целях.
назначение,
Правовое регулирование применения БПЛА в РФ.
функции.
Ознакомление слушателей с видами используемых
дронов. Виды полезной нагрузки и её особенности.
Принципы пилотирования с разными видами
полезной нагрузки.
Тема 2. Приложения
ЛК – 1
Параметры и возможности приложений. Способы
для использования
измерения расстояния и определения координат в
БПЛА
приложении Alpine Quest и DJI Pilot.
ПЗ – 1
Тема 3. Визуальный
поиск
цели
различных
удалениях,
определение
её

ЛК - 1
ПЗ - 2

Принципы и способы подготовки предполётного
задания. Поиск цели по координатам.
Принципы и способы определения целей на
различных дистанциях.
Практическое применение используемой
материальной базы.

16

координат
приложении
Quest.

в
Alpine

ПЗ - 2

Визуальный поиск цели, организация
взаимодействие с подразделениями на поле боя.

Раздел 7. Основы тактической медицины (16 час.)
Тема 1. Понятие и
ЛК-1
Общая характеристика тактической медицины (далее
сущность
– ТМ). Отличие ТМ от медицины катастроф и
тактической
оказания первой помощи (далее – ПП) в мирное
медицины.
время. Оказание помощи в условиях, где получение
квалифицированной медицинской помощи является
проблематичным, а опасность сохраняется и для
оказывающего помощь (на поле боя). Основные
принципы ТМ. Правовое поле оказания ПП в
различных ситуациях.

Тема 2. Травматизм
и его причины.
Основные
угрожающие
факторы.

ПЗ- 1

Алгоритмы оказания ПП. Первичный осмотр и
мониторинг окружающей обстановки Определение
витальных показателей. Правила обеспечения
собственной безопасности при оказании ПП.

ЛК - 1

Огнестрельные
ранения
крупнокалиберным
патроном и дробью. Ножевые инфицированные
порезы. Виды кровотечений. Травмы при падении с
высоты (с дерева в засаде), в овраг и т.д.: вывихи,
ссадины,
переломы,
растяжения.
Травмы,
полученные при прямом контакте с диким
животным. Переохлаждение, обморожение при
нахождении в засаде длительное время при
холодной и сырой погоде. Тепловой и солнечный
удары в жаркое время года. Ожоги при разведении
костра и т.д.
Отработка практических умений и навыков: виды
кровотечений, средства и способы остановки
различных видов кровотечений. Дифференциальные
признаки и возможность их определить в полевых
условиях (например, в темное время суток, в дождь,
на фоне грязной темной одежды и т.д.). Виды жгутов
(Эйсмарха,
Бубнова,
турникетный).
Импровизированные виды жгутов.

ПЗ-1

17

Тема 3.
Реанимационные
мероприятия.

ПЗ-2

Основы реанимации. Физиологический смысл
реанимационных
мероприятий.
Искусственная
вентиляция легких (далее – ИВЛ), СЛР, в том числе
при утоплении, засыпании грунтом. Проведение
СЛР с участием одного и нескольких человек. Захват
Хаймлиха. Достоверные признаки смерти. Правовое
регулирование
реанимации.
Случаи,
когда
реанимация заведомо бессмысленна. Существующие
и наиболее эффективные методики реанимации.
Динамика нормативов соотношения вдуваний и
нажатий при сердечно-легочной реанимации (далее
– СЛР).

Тема 4. Десмургия.

ПЗ-2

Тема 5. Травмы
опорнодвигательного
аппарата.

ПЗ - 2

Тема 6.
Транспортировка.

ПЗ- 2

Тема 7. Шок и его
профилактика.

ЛК – 1

Назначение повязок и выбор перевязочного
материала в зависимости от задачи (закрыть рану,
зафиксировать суставы для иммобилизации).
Косыночные повязки и их изготовление из
подручного материала. Современные средства –
салфетки с пропиткой по видам ран, готовые
фиксирующие повязки. Практическое выполнение
слушателями задания по наложению мягких повязок,
в том числе из положения лежа.
Закрытые травмы опорно-двигательного аппарата.
Иммобилизация при переломах и других травмах
опорно-двигательного аппарата Иммобилизация
табельными шинами, подручными материалами.
Перелом позвоночника. Изготовление шин из
курток, картонных коробок, веток. Шинирование
Травмы
черепа.
Травмы
шейного
отдела
позвоночника. Контузия. Сотрясение мозга. Работа с
агрессивным пациентом вследствие контузии.
Транспортировка
экстренная
и
длительная.
Использование подручных средств (куртки и плащпалатки, автоматные ремни). Поясные и тактические
ремни. Положение пострадавшего на носилках или в
точке эвакуации в ожидании транспорта.
Практическая отработка умений и навыков:
перекладывание
пострадавшего
на
носилки;
изготовление носилок из подручного материала
(жерди и куртки, оружие, одеяло и жерди),
переноска на руках одним и двумя товарищами.
Виды и причины шока. Способы восстановление
пострадавшего.

ПЗ- 1

Тема 8. Ранения
грудной клетки,

ПЗ- 2

Стабилизация
пострадавшего
до
получения
квалифицированной
помощи
Стабилизация
пострадавшего
при
отсроченной
эвакуации.
Организация временного места эвакуации. Подача
сигналов бедствия. Профилактика шока (обильное
питье, согревании и создании покоя).
Инородное тело в ране и его фиксация.
Проникающее
и
непроникающее
ранение.
18

области живота и
таза.

Внутреннее кровотечение. Средства оказания
помощи: использование специальных пластырей с
клапаном или декомпрессионных игл при ранении в
области грудной клетки для предотвращения
развития пневмоторакса. Окклюзонная повязка.
Раздел 8. «Военно-спортивные игры» (8 час.)
История игр: от народных игр древности до игр современности. ВоенноТема 1. ВоенноЛК-1
спортивные сюжетные игры СССР-России: «Зарница», «Орленок»,
спортивные игры России

Всероссийская Юнармейская военно-спортивная игра «Победа», «Гонка
героев». Важность
военно-спортивных игр
для комплексного
формирования военно-прикладных знаний, умений и навыков.

Тема 2. Игры с
мячом.

ПЗ-1
ПЗ-1
ПЗ-1
ПЗ-1
ПЗ-1
3 часа

Тема 3. Игры
эстафеты.
Общелагерные
профильные
соревнования
Церемония открытия
смены

Требования безопасности при проведении игр.
«Ящерица», «Подвижная цель»
«Часовые и разведчики», «Охотники и утки»
«Перестрелка»
«Весёлая спортландия»
«Переправа»
Сдача контрольных нормативов.

Блок личностного и интеллектуального развития
ПЗ-1
Знакомство детей с содержанием смены. Обзор
традиций лагеря. Работники детского лагеря.
Торжественная церемония открытия смены в лагере.

Вечер знакомств с
педагогическим
коллективом
Церемония поднятия
флагов

ПЗ-2

Знакомство с коллективом лагеря в творческой
форме.

ЛК-0,5

Традиция и правила подъёма флага РФ. Порядок
официального
использования
Государственного
флага России.
Подъём/спуск Государственного флага России под
Гимн РФ в исполнении детского хора России
Подготовка и защита информационного плаката о
отряде, традициях и правилах.
Изучение материала в соответствии с тематикой и
формата конкурса.
Представление отряда в творческой постановке по
заданной тематике.
Участие обучающихся в одном из типов дискотеки,
при котором отряд становится в один круг, в центре
ведущий показывает общие движения.
Изучение материала в соответствии с тематикой
конкурса
(история,
социология,
экономика,
политология,
правоведение,
культурология).
Командная игра.
Проведение заранее подготовленных игр народов
России. Участие в играх, представленных другими
отрядами.
Поиск и изучение исторических фактов, событий в
городах-героях.
Подготовка инсталляции и краткой сводки по
событиям выбранного города-героя. Представление

ПЗ-0,5
Защита газет-визиток
Творческие
презентации отрядов
«Мы- будущее России»

ПЗ-2
ЛК-0,5
ПЗ-1,5

Массовка

ПЗ-3

Эрудит-марафон
«Россия- Родина
моя»

ПЗ-2

Играй-город «Игры
народов России»

ПЗ-2

Фестиваль
инсталляций
«Города-герои»

ЛК-2
ПЗ-4

19

Отрядные беседы и
вечера

ПЗ-5

Творческие конкурсы

ПЗ-1

Конкурс «Судьба
России в моей семье»

ЛК-0,5
ПЗ-3,5

Иммерсивный
спектакль «Глазами
тех, кто воевал»
Инструктивнопознавательная игра
«Турград»

ПЗ-1

Общелагерный костёр
«Пламя дружбы»
Гала-концерт
«Созвездие талантов»

ПЗ-2

Рефлексивная игра
«Рост моей команды»
Конкурс строевой
песни «Мелодии
победы»
Церемония закрытия
смены

Радиогазета
«Календарь победы»

ПЗ-1

ЛК-1

Презентация творческих способностей обучающихся
посредством творческого выступления.
Анализ имеющихся информационных ресурсов,
доступа к официальным архивным базам данных по
теме историй семей в событиях ВОВ.
Объединение
индивидуальных
историй
обучающихся.
Создание
отрядного
исследовательского проекта.
Погружение в жизнь и годы ВОВ с помощью
театральной постановки.
Определение
азимута
заданного
объекта,
сооружение носилок для переноски условно
пострадавшего, отработка техники преодоления
препятствий разных веревочных модулей, переноска
условно пострадавшего в трудных условиях (этап
«Паутинка»), имитация подачи знака бедствия
(привлечение внимания воздушных суден), способы
собирания разных видов костров, укладка рюкзака.
Работа в группе.
КТД по тематике и форме вечера.

ЛК-1
ПЗ-5

Знакомство с условиями конкурса. Сценическая
культура
Творческое выступление обучающихся
Подведение итогов смены в лагере. Командная
работа.
Изучение истории строевой песни
Подготовка строевой песни. Репетиция выступления.

ПЗ-1

Подведение итогов смены в лагере. Награждение.

ПЗ-1
ПЗ-1

ЛК-1
ПЗ-1

Познавательная игра
«Праздник русской
кухни»
Общелагерная акция
«Сад памяти»
Фотокросс
«Наследники Великой
Победы»

инсталляции.
КТД по тематике отрядного дела.

ПЗ-1

Вариативная часть
Модуль 1
Поиск и отбор информации о события ВОВ в
определенный день.
Подготовка и запись текст-эфира, который отражает
историю даты (события, происходящие в данный
день).
Изучение правил, культуры, видов русской кухни
посредством игровой деятельности.

ПЗ-1

Высадка деревьев в память о погибших в годы ВОВ.

ПЗ-1

Реконструкция историй жизни героев ВОВ
посредством создания фотографии. Работа в группе.

Модуль 2
(для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья)
Познавательная игра
ПЗ – 1
Использование поисковых навыков

с

целью
20

«Разведай. Выясни.
Сообщи»
Исследовательская
работа
«Фотокарточка
Победы»
Конкурс
видеороликов

получения информации.
ПЗ – 1

Изучение предложенной фотографии. Описание
местности
и
действий,
изображённых
на
фотографии. Оформление поста в социальной сети.

ЛК – 1
ПЗ – 1

Знакомство с условиями видеоконкурса.
Написание сценария. Мастер-класс по секретам
успешной съёмки. Поиск материала.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В лагере «Путь Героев» приоритетом педагогического состава является создание
условий для формирования у воспитанников следующих групп компетенций:
Социально-коммуникативные
 формирование
гражданско-патриотического
сознания,
развития
чувства
сопричастности и ответственности за безопасность Родины, а также гордости и
уважения к Российским Вооружённым Силам;
 Развитие патриотического отношения и мотивации к активному участию в
деятельности социально-значимых организаций, после посещения лагеря;
 Побуждение к осознанному продолжению участия в допризывной подготовке и
военно-спортивных секциях в течение учебного года, с целью дальнейшего
самосовершенствования на благо государства;
Интеллектуально-творческие:
 Способность осуществлять осознанное профессиональное самоопределение с
помощью индивидуальных рекомендаций, выдаваемых каждому участнику лагеря
о дальнейшей персональной образовательной траектории военно-патриотического
характера, с целью максимальной реализации полученных навыков на благо
Родины.
 Понимание исторической миссии в мире и современной геополитической ситуации
Российской Федерации, усвоение и принятие ценностей и традиций нашей Родины.
 Понимание перспективной возможности предъявлять результаты своей подготовки
во время призыва в ВС, для прохождения военной службы в элитных частях
спецназа, разведки, МП, ВДВ, а также при поступлении в Высшие военные
командные училища и Академии.






Военно-спортивные:
Осознанное и безопасное поведение в условиях ЧС гражданского и военного
характера;
Знание боевых свойств и устройства стрелкового оружия России готовность
следовать культуре обращения с оружием и навыкам безопасного обращения с
ним;
Готовность вести здоровый образ жизни (правильно питаться, соблюдать
необходимый уровень двигательной активности, рационально распределять
умственный и физический труд, следовать правилам личной гигиены, развивать и
оттачивать оборонно-спортивные навыки);
Постоянно улучшать интеллектуальные качества, развивать познавательные
функции и совершенствоваться на благо Отечества.
21

При
определении
эффективности
комплексной
Программы
военнопатриотического воспитания учитываются как количественные, так и качественные
показатели, характеризующие степень воздействия проводимых мероприятий на сознание
воспитанников:
1.
Приобретение
детьми
и
подростками
положительного
опыта
межличностного общения, опыта организации содержательного досуга
2.
Приобретение новых культурологических, исторических и оборонноспортивных знаний и умений.
3.
Улучшение состояния здоровья и самочувствия воспитанников
4.
По итогам проведения профильной смены планируется формирование
комплекса знаний, умений и навыков по основам допризывной подготовки и действиям в
чрезвычайных ситуациях.
Разделы
Россия:
история и
современность

Основы

Уметь
Аргументировано
отстаивать
свою
гражданскую позицию,
патриотические
убеждения.
Приводить примеры и
персоналии, связанные
с
героическими
проявлениями в труде,
науке, обороне Родины
в
историческом
аспекте и в наши дни.

Знать

Россия в историческом,
географическом,
культурном
пространственном
измерении. Россия –
тысячелетняя держава.
Возникновение России,
основные исторические
вехи ее существования.
Традиции
защиты
Родины и борьбы против
внешних врагов.
Традиционные
ценности России,
угроза ТЦ,
необходимость защиты
ТЦ.
Основы
государственного строя
России.
Общая характеристика
теории
национальной
безопасности
РФ.
Основные
принципы,
сущность и содержание
НБ РФ. Обеспечение
национальной
безопасности
России.
основные вех развития
Вооруженных сил РФ:
историческое
становление,
Великая
Отечественная
война,
современное состояние,
участие в СВО.
Правильно удерживать Технику безопасности

Способы
оценивания
результатов
Методом
включенного
педагогического
наблюдения в
процессе
интеллектуальнотворческих
практических
занятий, анализа
продуктов
творческой
деятельности,
высказываний и
оценочных
суждений.

Выполнение
22

огневой
подготовки

Основы
тактической
подготовки

Физическая

оружие
(АК)
при при
обращении
с
ведении огня из любого оружием.
положения.
Устройство АК и ПМ,
Уметь
вскидывать назначение
и
оружия в положение для применение частей.
ведения огня.
Основные физические
Снаряжать магазин АК силы,
создающие
и осуществлять замену отдачу при стрельбе и
магазина из разных воздействующие
на
положений.
стрелка.
Уметь досылать патрон
Знать понятие сектора,
в патронник
и основные принципы
несколькими способами. работы из-за укрытий.
Уметь
по
команде Устройство, назначение
менять уровень и вести и применение ручных
огонь
из
разных гранат.
положений (сидя, стоя,
лёжа)
Уметь
перемещаться Правила
групповой
тактическим шагом и работы в команде.
вести огонь в движении
Технику безопасности
Уметь раскрывать угол при работе на местности
и работать с секторами.
и
в
зданиях,
Уметь
осуществлять сооружениях.
сборку,
разборку, Правила эффективной
чистку
и
смазку коммуникации
автомата Калашникова
и пистолета Макарова.
Производить стрельбу
из ПВ, АК и ПМ
Уметь метать учебную
гранату
Уметь
выполнять Правила
групповой
приемы
действий работы в команде.
группы (отделения) в Технику безопасности
бою в наступательном и при работе на местности
оборонительном
и
в
зданиях,
режиме.
сооружениях.
Слаженно двигаться в Правила эффективной
составе
группы коммуникации
(команды), выполнять
игровые
тактические
миссии с применением
военной
техники.
Уметь организовывать
работу в команде.
Перемещения
на
местности в группе
Преодоление
полосы
препятствий в составе
группы.
Выполнять простейшие Назначение
и

нормативов
по
стрельбе
в
соответствии
с
возрастными
показателями.
Выполнение
приемов метания
гранаты в рамках
требований ГТО
по
возрастным
показателям.
Выполнение
сборки-разборки
автомата
Калашникова
в
соответствии
с
нормативом.

Выполнение
23

подготовка и
военноспортивные
игры

Основы
тактической
медицины

комплексы физических
упражнений
на
развитие
различных
групп мышц (верхний
плечевой
пояс,
туловище,
нижние
конечности и др.) и
развитие
различных
качеств (выносливость,
сила, ловкость)
Выполнять
приемы
передвижения,
переползания,
скрытного
передвижения,
преодоления
препятствий
Выполнять
приемы
самоспасения
и
спасения
пострадавших.

применение
простейших комплексов
физических упражнений
на различные группы
мышц
и
развитие
различных качеств
Приемы и способы
передвижения
(бег,
ходьба,
бесшумная
ходьба, гусиный шаг,
Переползание
различными способами,
перебежки, прыжки и
др.) и преодоления
препятствий.
Ответственность
моральную
и
юридическую
за
действия
по
самообороне
и
спасению пострадавших

Выполнять алгоритм
оказания
первой
помощи;
Правила
личной безопасности и
юридические основы
при оказании первой
помощи;
Организовать
в
полевых
условиях
оказание помощи при
сочетанной
травме,
эвакуацию
и
транспортировку.
Накладывать
жгуты
различного типа.
Накладывать повязки.
Транспортировать
раненых различными
способами.

Знать
алгоритм
оказания
первой
помощи при основных
травмах
и
транспортировку
пострадавшего.
Основные
приемы
экстренной
помощи
раненым
и
пострадавшим.
Последовательность
оказания
помощи
раненому в зависимости
от
окружающей
обстановки и характера
повреждений.
Виды
повязок,
перевязочный материал
табельный
и
подручный,
правила
наложения повязок;
Виды кровотечений и
правила помощи;
Признаки
закрытой
травмы
опорнодвигательного
аппарата,
правила
оказания помощи;

нормативов
в
рамках
возрастных
требований ГТО
Усвоение правил
военноспортивных игр,
умение провести
игру с группой
Активное участие
в
военнотактической игре,
умение
эффективно
коммуницировать,
проявлять
слаженность,
товарищескую
взаимовыручку.
Метод проверки:
педагогическое
наблюдение.
Выполнение
нормативов
тактической
медицины
по
наложению
жгутов
в
различных
положениях,
выполнению
приемов
транспортировки,
реанимации.

24

Основы
пилотировани
я БПЛА

Основы
организации
связи

Основы
инженерной
подготовки

Правила
транспортировки
раненых и больных
различными способами
и
различным
количеством
носильщиков;
Подготовить к работе ТТХ БПЛА, назначение,
БПЛА и выполнить виды, характеристики
полетное задание.
применения в военных
целях. Виды полезной
нагрузки.
Пилотирование БПЛА.
Использование
приложений, измерение
в них расстояний и
определение
координат.
Предполетное задание и
как его подготовить.
Как определить цели на
различных дистанциях.
Организовать
Основные
радиообмен в
характеристики
соответствии с
радиоволн.
нормативными
Нормативные
требованиями и
требования к
правилами
организации радиосвязи.
Правила радиообмена
Подготовить
Виды окопов, способы
индивидуальный окоп
их организации.
(стрелковую ячейку) и
Классификация
в составе группы
взрывчатых веществ,
(окапывание отделения
их назначение и
в бою).
применение.
По алгоритму
Основные
осуществлять поиск
характеристики
взрывных устройств на
наиболее
местности
распространенных
взрывных устройств

Результаты
применения
в
ходе
итоговой
ВТИ

Результаты
применения
в
ходе
итоговой
ВТИ

Результаты
применения
в
ходе
итоговой
ВТИ

Мотивационный компонент выражается в получении по итогам лагеря сертификата
о прохождении программы.
Наиболее активно проявившие себя участники лагеря могут быть в виде
исключения награждены сертификатами о квалификации младшего инструктора.
Участники лагеря, успешно справившиеся с программой и проявившие личностные
качества, получают приглашение для прохождения программы «Младший инструктор»
3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
25

3.1 Материально-технические условия реализации программы
Для осуществления образовательного процесса по дисциплине необходима
следующая материально-техническая база:
Минимальные материально-технические условия реализации программы «Путь
Героев»
1. Для размещения лагеря «Путь Героев» заключается договор со стационарной
базой (например, детским лагерем, домом отдыха), имеющей необходимый пакет
документов для проведения детского оздоровительного лагеря, в т.ч. договора на
охрану территории, на вывоз твердых бытовых отходов, сточных вод, на
проведение дезинфекции, дератизации и противоклещевых мероприятий.
2. База должна иметь прямые и беспрепятственные выходы к трассам, ведущим к
социальной инфраструктуре.
3. Все вопросы обеспечения жизнедеятельности и медицинского обслуживания
решаются администрацией базы.
4. Специалисты данной программы занимаются непосредственно реализацией
программы профильного лагеря «Путь Героев».
3.2 Помещения и площадки:
 наличие бытовой инфраструктуры (помещения для проживания участников лагеря
и инструкторско-педагогического состава, медицинский пункт с изолятором,
столовая, душ, туалет (в соответствии с со всеми нормами); места для хранения и
просушивания личных вещей участников и инструкторско-педагогического
состава;
 наличие 5-х учебных классов для теоретических и практических занятий,
вместимостью не менее 30 человек каждый и оборудованных маркерной доской,
набором маркеров и губкой; наличие не менее чем, в 2-х классах комплектов
мультимедийной аппаратуры для демонстрации презентационных материалов
(ноутбук, проектор, экран);

плац или большая площадка размером не менее 60х30 м. для
проведения построений, тренировок и подвижных игр;

спортивный зал вместимостью не менее 60 человек;

тир или оборудованное место для стрельбы из пневматического
оружия (не менее 5 направлений для стрельбы);

актовый зал вместимостью не менее планового количества
заполняемости лагеря с учетом инструкторско-педагогического состава для
проведения общих мероприятий;

учебная общевойсковая полоса препятствий или отдельные её
элементы;

спортивные площадки (Воркаут, волейбол, футбол, баскетбол);

парк или лес с разнообразным типом рельефа местности для
проведения военно-тактических игр.








Возможное оборудование для одной лагерной смены:
Разметочные конусы – 20 шт.;
Канат 12-14 м. – 2 шт.;
Мячи волейбольные – 5 шт.;
Мячи футбольные – 5 шт.;
Мячи баскетбольные – 5 шт.;
Мячи теннисные – 50 шт.;
Верёвка альпинистская статическая диаметр 10мм – 50 метров.;
26



























Шлем тактический защитный, пластиковый – 20 шт.;
ММГ АК – 50-55 шт.;
Защитные очки для стрельбы (детские) – 20 шт.;
Пневматические винтовки – 10 шт.;
Пульки для пневматических винтовок – 10000 шт.;
Мишени бумажные – 1000 шт.;
Надувные шарики – 1000 шт.;
Нетканые полотенца (для чистки оружия) – 3 рулона.;
Коврики туристические (пенки) – 25 шт.;
Бинты х/б – 20 шт.;
Бинты эластичные – 20 шт.;
Шины иммобилизационные – 5 шт.;
Носилки – 5 шт.;
Манекен пострадавшего человека для ЭСЛР – 5 шт.;
Подсумки для аптечки – 20шт.;
Рюкзаки для групповой аптечки на 20-30 литров – 5шт;
Турникеты кровоостанавливающие – 20 шт.;
Жгуты кровоостанавливающие резиновые «Эсмарх» – 50 шт.;
Жгуты кровоостанавливающие силиконовые «Гепоглос» – 25 шт.;
Грифы от штанги (10 кг) – 20 шт.;
Гири набор (6,8,10,12,16 кг) – 10 шт.;
Коврики для фитнеса или мягкие маты – 50 шт.;
Скакалки – 50 шт.;
Радиостанции – 50 шт.
Беспилотные летательные аппараты для отработки навыков: взлет,
посадка, удержание в воздухе, съемка, сброс, возвращение на базу – 5 шт.

Перечень учебной литературы
3.1.1 Основная литература:
1. Боевой устав сухопутных войск часть 3. Военное издательство- 2021 г.
2. Гоноболев А. С., Когочев А. Ю. Лекарев А. О. Система обнаружения препятствия для
мультикоптера // 2014.вып № 2. С. 121 - 125.
3. Зеленин А.А. Методическое пособие по организации и проведению военноспортивных
игр, конкурсов и соревнований / сост. А.А. Зеленин, С.И. Мешкова, А.В. Мешков. –
Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. -163 с.
4. Карпович А.В., Чернышев Ю.М. Выполнение огневых задач с беспилотным летательным
аппаратом типа «Квадракоптер» 2022, -104 с. Электронное пособие.
5. Кивилев А.Н., Маркин А.В. Ускоренная тактическая подготовка. Центр стратегической
коньюктуры 2022-176 с.
6. Литвиненко В.И., Цеханович Д.В. Справочник сержанта. Издательство Кнорус 2023 г.
7. Манышев В. Тактическая подготовка. Издательство Кнорус, 2022 г. – 400 с.
8. Матвейчук И.В., Максимов Н.А., Хомич А.Г., Гуркин А.И. Мотострелковое отделение
(группа) в бою. Издательство Кнорус 2022 г.
9. Нефедов А.А. Тактическая подготовка: учеб. Пособие по. «Основам военной службы». –
М. : Военные знания, 2010. – 80 с
10.Огневая подготовка. Учебник // Бургучёв А.С., и др. Москва: Военное Издательство,
2008. -414 с.
11.Огневая подготовка: учебник / Ю.Б. Байрамуков, В.С. Янович, И.Л. Михайлов [и др.] ;
под общ. ред. Ю.Б. Торгованова. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2015. – 256 с.
27

12.Огневая подготовка: учебное пособие / А. А. Кисляк, Н. А. Поздняков, В. Д. Горев. —
Томск: Томский политехнический университет, 2018. — 104 c.
13.Первая помощь: Учебное пособие для лиц, обязанных и (или) имеющих право оказывать
первую помощь. // Л.И. Дежурный, Ю.С. Шойгу, С.А. Гуменюк, Г.В. Неудахин, А.Ю.
Закурдаева, А.А. Колодкин, О.Л. Куров, Л.Ю. Кичанова, А.ЮЗакурдаева, А.А. Эмке. М.: ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, 2018. - 68 с.
14.Ротхаммель К. Антенны (в 2 томах). – М.: Лайт-ЛТД, 2007 – 2х410 с.
15.Сергей Батюшкин: Общая тактика. Батальон, рота. Учебник. Издательство Кнорус 2022416 с.
16.Юсупова О.А. Огневая подготовка курсантов образовательных организаций МВД России
на начальном и базовом этапах обучения: учебное пособие / О.А. Юсупова, А.В.
Афанасьев. – Красноярск: СибЮИ МВД России,2020. – 220 с.
17.Яковлев О.И., Якубов В.П., Урядов В.П., Павельев А.Г. Распространение радиоволн. –
М.: Ленанд, 2009 – 482 с.
3.1.2 Дополнительная литература:
1. Бордунова М.В. Спортивная стрельба : Стрельба из винтовки. Стрельба из пистолета.
Стендовая стрельба. - М. : Вече, 2002. - 383 с. : ил. - (Игра & спорт).
2. Валерий Яценков. Твой первый квадрокоптер. Теория и практика. 2016 – 180 с.
3. Военная топография Л.С. Шульденов, В.В. Углянский, В.А. Родионов; Издательство
Кнорус 2022.
4. Жолковский Д.Д. Первая помощь: учебное пособие / Д.Д. Жолковский, И.Н. Баландина. –
Санкт-Петербург: СПб ЦПО ФМБА России, 2018. – 57 с.
5. Инженерное обеспечение в особых условиях. В/И, 1985.
6. Катулин А.Н., Ашмарин Д.В. Основы тактической медицины. – Москва, 2018. - 160 с.
7. Катулин А.Н., Зайцев Д.В. Первая помощь «тактическая медицина» в условиях боевых
действий. - Москва, 2022 г., 145 с.
8. Катулин А.Н., Лупина Д.В. Оказание первой помощи на поле боя. – Москва, 2020. -115с.
9. Методические рекомендации по проведению уроков по огневой подготовке (автомат
Калашникова); «Экзамен», Москва, 2008.
10.Методическое пособие «Практическая стрельба». А.И. Кондрух, 2005 г.
11.Наставление по стрелковому делу 9 мм пистолет Макарова. М., Военное
издательство.,1967.
12.Наставления по стрелковому делу. Основы стрельбы из стрелкового оружия. – Москва:
Воениздат, 1984.
13.Настольная книга будущего командира : начальная военная подготовка. - Минск :
Харвест ; М. : АСТ, 2001. - 430 с. : ил.
14.Полторак С.Н. Военная подготовка: основы военно- гуманитарных знаний : учеб. пособие
для вузов / С. Н. Полторак, А. Ю. Смирнов. - М. : Гардарики, 2004. - 284 с. - (Disciplinae).
15. Попов Е.А. Огневая подготовка : учеб. пособие по "Основам военной службы. - М. :
Военные знания, 2011. - 80 с. : ил. - (Библиотечка "Военные знания").
16.Приемы и способы действий солдата в бою: Учеб. пособие. М.: Воениздат, 1988.
17.Руководство по 5,45-мм автомату Калашникова (АК-74, АКС-74, РПКС-74, РПК-74Н,
РПКС-74Н). – Москва: Воениздат, 1984.
18.Руководство по инженерным средствам и приёмам маскировки. Часть 1. В/И, 1986.
19.Руководство по устройству и преодолению инженерных заграждении. В/И, 1986.
20.Руководство по учебным стрелковым приборам и наглядным пособиям. – Москва:
Воениздат, 1986.
21.Теория и практика применения беспилотных летательных аппаратов (дронов). 2022-64 с.
Электронное пособие.
22.Управление информационных технологий и связи. Методические рекомендации по
планированию, организации и обеспечению связи в МЧС России. – М.: 2013 – 144 с.
28

23.Учебник спасателя 2-е издание, переработанное и дополненное — Краснодар: Советская
Кубань 2002 г., коллектив авторов Шойгу С. К., Кудинов С. М., Неживой А. Ф., Ножевой
С. А., под общей редакцией Воробьева Ю. Л.
24.Учебное пособие «Практическая стрельба». В. Крючин, издательство «Аркаим», 2006 г.
25.Шатунов, М. В. Русское боевое искусство: забытые навыки : рукопашный бой, славяногорицкая борьба, техника свили, драка ногами, стратегия выживания / М. В. Шатунов. Москва : Вече, 2001. - 352 с.
3.1.3. Интернет-ресурсы:
1. http://elibrary.ru/defaultx.asp - Научная электронная библиотека.
2. http://www.mchs.gov.ru - Официальный сайт Министерства Российской Федерации по
делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий.
3. https://t.me/uctm_official - учебный центр тактической медицины.
4. https://www.rosminzdrav.ru – Официальный сайт Министерства здравоохранения
Российской Федерации.
5. quad-copter.ru - сайт о квадрокоптерах, их характеристиках. Содержит описание,
инструкции и различные учебные материалы.
6. https://fvti.ru/ - Сайт Межрегиональной общественной организации «Федерация военнотактических игр».
3.1.4. Законодательные и нормативные акты и документы:
Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне».
Федеральный закон от 25.07.1998 № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом».
Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности».
Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации».
5. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
6. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности
Российской Федерации».
7. Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении основ государственной
политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовнонравственных ценностей».
8. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических
задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Указ Президента РФ
от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на
период до 2030 года"
9. Федеральный закон № 68-ФЗ от 21.12.94 г. «О защите населения и территорий от ЧС
природного и техногенного характера»
10.Приказ Минздравсоцразвития России от 5 марта 2011 г. № 169н «Об утверждении
требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания
первой помощи работникам».
11.Приказ Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 N 477н (ред. от 07.11.2012) Об
утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня
мероприятий по оказанию первой помощи.
12.Приказ Министра обороны РФ от 15.09.2014 № 670 «О мерах по реализации отдельных
положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
13.Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ
государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года».
1.
2.
3.
4.

29

14.Письмо Министерства здравоохранения РФ от 5 октября 2018 года N 14-3/2095930 «Об
оказании первой медицинской помощи в организации».
15.Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2020 г. N 1330н "Об
утверждении требований к комплектации медицинскими изделиями укладки для
оказания первой помощи пострадавшим на железнодорожном транспорте при оказании
услуг по перевозкам пассажиров".
16.Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2020 г. N 1331н "Об
утверждении требований к комплектации медицинскими изделиями аптечки для
оказания первой помощи работникам».

30

№
п/п

3.3 Кадровое обеспечение программы
Дисциплина/
ФИО преподавателя
раздел/ модуль в
(полностью)
соответствии с УП
Основы
национальной
безопасности РФ
Основы огневой
подготовки
Основы
тактической
подготовки
Основы
инженерной
подготовки
Основы
организации связи
Основы
пилотирования
БПЛА
Основы
тактической
медицины
Военноспортивные игры

Уч. степень/
уч. звание

Занимаемая
должность

4. РАЗРАБОТЧИКИ (СОСТАВИТЕЛИ) ПРОГРАММЫ
1. Катулин Артем Николаевич, кандидат медицинских наук, преподаватель Военномедицинской академии С.М. Кирова.
2. Кравченко Александр Викторович, кандидат педагогических наук, директор Учебнометодического центра военно-спортивной подготовки и патриотического воспитания
молодежи МПГУ.
3. Логинов Виктор Васильевич, ветеран боевых действий и специальных подразделений РФ,
инструктор по огневой подготовке.
4. Некрутов Сергей Сергеевич, начальник организационно-методического отдела Учебнометодического центра военно-спортивной подготовки и патриотического воспитания
молодежи МПГУ.
5. Сенченко Алексей Геннадьевич, ветеран боевых действий и специальных подразделений
РФ, инструктор по тактической подготовке.
6. Симонов Николай Евгеньевич, кандидат юридических наук, профессор, заведующий
кафедрой безопасности жизнедеятельности МПГУ.
7. Скрипник Людмила Юрьевна, кандидат педагогических наук, методист Учебнометодического центра военно-спортивной подготовки и патриотического воспитания
молодежи МПГУ.

31

5. ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ
ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Разработка АОП для лиц с ОВЗ и/или инвалидностью или обновление уже
существующей ОП определяются индивидуальной программой реабилитации инвалида
(при наличии), рекомендациями заключения ПМПК (при наличии) и осуществляются по
заявлению слушателя (законного представителя).
Обучение инвалидов и лиц с ОВЗ может быть организовано по индивидуальному
учебному плану с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного
слушателя (по заявлению слушателя, законного представителя).
При разработке адаптационных дисциплин (модулей) учитываются следующие
особенности слушателей с ОВЗ и слушателей-инвалидов:
●
особенности приема, переработки, хранения и воспроизведения
информации;
●
специфические особенности процесса формирования понятий;
●
снижение темповых характеристик деятельности;
●
снижение работоспособности при длительных умственных и физических
нагрузках;
●
трудности адаптации к новым условиям;
ограничение возможностей полноценного социального взаимодействия
Создание специальных условий для слушателей с ОВЗ и/или инвалидностью
реализуется в процессе использования технических средств обучения и ассистивных
технологий, сопровождения лица с ОВЗ и инвалидностью ассистентом, сурдо-, тифло-,
сурдотифлопереводчиком; адаптации технологий обучения и оценки результатов
обучения.
Технические средства обучения и ассистивные технологии предоставляются по
заявлению слушателя (законного представителя). Выбор технических средств обучения и
ассистивных технологий, используемых в процессе образовательной деятельности,
регламентируется индивидуальной программой реабилитации (при наличии) и особыми
образовательными потребностями обучающихся с ОВЗ и/или инвалидностью.
Адаптация технологий обучения и оценка результатов обучения носит
индивидуальный характер в связи с широким диапазоном различий в особых
образовательных потребностях.
Программа
рассмотрена
на
заседании
кафедры/ученого
совета
института/факультета название кафедры/института/факультета протокол № ______ от
«____» __________20__ года.

Дополнительная общеразвивающая программа «Путь Героев» одобрена
Педагогическим советом АНО ДПО «ЦРВСП» протокол №_____ от «____»
__________20__ года.
СОГЛАСОВАНО:
Председатель Правления
АНО ДПО «ЦРВСП»

С.И. Авакянц

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».